Volkswagen Golf 3: замена подшипника передней ступицы

Срок службы этих подшипников на "переднеприводниках" (к числу которых относится популярный Golf 3) - 100 тысяч км. Даже исходя из того, что "шарики" немецкого качества, надо иметь в виду: цифра эта примерная и зависит от многого - интенсивности эксплуатации, характера владельца, состояния дорог и прочего. Отсюда мораль: если пробег перевалил за 80 тысяч, то не плохо бы машину приподнять и пошевелить ей передние колеса на предмет люфта. Иногда достаточно просто сделать потише музыку и прислушаться на ходу - гудит? Значит, пора менять.

Поскольку на сервисах эта замена стоит не менее $35, а сложности особой не представляет - можно попробовать сделать самостоятельно.

Для начала, на стоящем на земле автомобиле (не на домкрате!), обязательно строньте ступичную гайку (она затянута очень большим моментом). Поднимите автомобиль, снимите колесо, отверните гайку на 30 крепления наружного конца ШРУСа (поз.1 на фото 1), а заодно ослабьте винт с крестообразным шлицем (поз.2 на фото1) крепления тормозного диска к ступице. Операции проводятся на левой "стойке".
Отверните два болта на 17 (на фото 2 указаны стрелками), снимите тормозную скобу (суппорт) и привяжите её - например, к кронштейну переднего бампера, так, чтобы тормозной шланг не был перекручен или натянут.
Отсоедините рулевую тягу (гайка на 19, поз.1 на фото 3), отверните гайку на 17 (поз.2 на фото 3) и извлеките (можно аккуратно выбить) болт "клеммного" зажима шаровой опоры. Разведите "челюсти" этого зажима большой плоской отвёрткой или небольшой монтажной лопаткой, и с помощью ломика отожмите рычаг с шаровой опорой вниз, до выхода пальца шаровой опоры из зацепления со снимаемым поворотным кулаком.
На фото 4 видно, что монтажный ломик (поз.1), положенный сверху на рычаг (поз.2) с шаровой опорой, своим концом упирается в продольный лонжерон кузова.
Фото 5. Чтобы не нарушать установленный угол развала колеса, лучше не отсоединять поворотный кулак (поз.1) от стойки (поз. 2), а снимать их вместе, не отворачивая болты (поз 3). Верхняя часть стойки крепится в моторном отсеке одной-единственной гайкой (на 22), так что вы её ни с чем не перепутаете.
Некоторые Volkswagen Golf 3 оснащены антиблокировочными системами тормозов - их проводку на время ремонта придется отключить. На поз. 4 виден отсоединенный штекер датчика ABS. Но от поворотного кулака этот датчик отсоединить не пытайтесь (фото 6, поз. 1) - как показывает опыт, он "одноразовый" - лучше найти разъемы в моторном отсеке: для левой стойки - между расширительным бачком системы охлаждения и переборкой моторного отсека, для правой - в аналогичном месте справа.

Теперь потяните на себя нижнюю часть стойки за тормозной диск до выхода шлицевой части ШРУСа из зацепления со ступицей (фото 5) и снимите стойку с автомобиля.

Снимите тормозной диск. С внутренней стороны поворотного кулака (со стороны ШРУСа) очистите стопорное кольцо подшипника от грязи (поз. 2 на фото 6), и, осадив его лёгкими ударами молотка через проставку ("прикипает"), снимите с помощью круглогубцев. При необходимости помогайте отвёрткой для выведения из канавки.

Если на поворотном кулаке установлен датчик ABS, то подшипник надо выбивать только во внутренюю сторону. При этом поворотный кулак нужно опереть на надёжную и специально приготовленую для этого подставку (хорошая получится из корпуса отслужившего стартёра, если сделать вырезы под боковой рычаг и другие "неровности" узла - она как раз показана на фото 6, в верхнем левом углу).

Конечно, если в ремонте участвуют два человека, без подставки можно обойтись: один держит стойку на весу, а другой выпрессовывает сначала ступицу, а потом и сам подшипник, используя подходящие проставки (фото 7).

Бывает, что снимаемый подшипник "разбирается" вместе со ступицей, и тогда его внутреннее кольцо (обойма) остаётся на ступице. В этом случае можно попробовать сбить его зубилом, вводя остриё встык между оставшимся внутренним кольцом подшипника и привалочным буртиком этого кольца на ступице. Но аккуратно: забоин на посадочной поверхности под подшипник быть не должно.

Перед установкой нового подшипника тщательно очистите его посадочное место в поворотном кулаке, а так же оба стопорных кольца от грязи(фото 8). Если датчика ABS на поворотном кулаке нет, то запрессовывать подшипник можно в любую сторону. При наличии этого датчика сборку узла начинайте с установки наружного стопорного кольца, а запрессовывайте новый подшипник со стороны датчика (и ШРУСа). Укажем здесь порядок затяжки гайки ступицы, который отличается от привычного нам по отечественным машинам и включает четыре этапа: 1 - затянуть корончатую гайку моментом 100 Н.м (для машин выпуска после 1988 г. - 130 Н.м); 2 - полностью ослабить ее; 3 - вновь затянуть моментом 20 Н.м; 4 - довернуть гайку на 90°. Если при этом положении не удается вставить шплинт, гайку следует слегка отпустить до совпадения отверстий - но ни в коем случае не дотягивать!

Смонтировать стойку в обратной последовательности не составит вам большого труда. Разве что, при установке пальца шаровой опоры в поворотный кулак может понадобиться помощник - отжать ломиком нижний рычаг.

Теперь, приложив последнее усилие, проверьте надежность всех потревоженных соединений. Порядок? Сэкономленная сумма поможет вам достойно отметить это знаменательное событие.

Андрей Кузнецов

(c) За Рулем

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.