Ремонт контактного кольца подушки безопасности Airbag

Порядок работ применим для автомобилей:

Volkswagen Passat B5.5 (3B3) 2001 - 2005
Volkswagen Passat Variant B5.5 (3B6) 2001 - 2005

Volkswagen Passat B5 (3B2) 1997 - 2001
Volkswagen Passat Variant B5 (3B5) 1997 - 2001

Volkswagen Passat B4 (3A2) 1994 - 1997
Volkswagen Passat Variant B4 (3A5) 1994 - 1997

Volkswagen Golf 4 (1J1, 1J5) 1997 - 2004
Volkswagen Bora (1J2, 1J6) 1999 - 2005

Volkswagen Golf 3 (1H1, 1H5) 1992 - 1998
Volkswagen Vento (1H2) 1992 - 1998

Volkswagen Sharan (7M8) 1995 - 2001
Volkswagen Sharan (7M9) 2001 - 2004

информация подходит для ремонта и других автомобилей.

Позволю себе не согласиться с высказываниями по поводу неремонтнопригодности "cпирали Airbag"
Как говорится - "мне колхоз удался..."
Итак что нам понадобиться: Паяльник, тестер, отвертка "крест", тонкая отвертка "шлиц", флюс, олово, шкурка или минидрель, аккуратность, терпение.

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Откручиваем 3 винта крестовой отверткой и снимаем собственно кольцо с руля...
Тонкой шлицевой отверткой слегка отгибаем усики защеклки и располовиниваем кольцо... Удивляемся тому как уложена спираль внутри. Честно сказать у меня там была "каша" из спирали... Т.е. очень много участков где изгиб был критическим и медные проводники были разорваны под изоляцией, хотя визуально все было ок.
Шкуркой или минидрелью зачищаем изоляцию в месте перелома (определяется тестером+перегибом спирали)

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Наносим флюс и паяем...

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Место пайки промываем... можно спиртом.
Попаяв так несколько мест и посмотрев сколько еще осталось...

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

было принято решение - отрезать сантиметров 20 от шлейфа нафик!
Что и было сделано... единственная пайка получилась почти у самого начала спирали...

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Остаточное сопротивление спирали около 1,6 Ома

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Самое интересное - укладка спирали... Повторить заводскую укладку естественно уже практически невозможно, т.к. куска 20 см уже нет поэтому мной было принято решение уложить шлейф как часовую спираль... Т.е. при вращениях она будет сжиматься и разжиматься соответственно.
На рисунке - сжата/среднее положение/расжата.

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Получилось примерно по 2,5 оборота в каждую сторону от средней точки.
Ну, сборка всего этого хозяйства в обратном порядке

Очень переживал, что не хватит кол-ва оборотов... был проделан тест на машине отца - руль крутится на 1,5 оборота в каждую сторону от среднего положения... Воодушевленный этой новостью вывесил колеса на своей авто, одел руль, подключил разъем Аирбега. Надеюсь Вы не забыли, что все операции с этим прибором выполняются:
ПРИ ОТКЛЮЧЕННОЙ МИНУСОВОЙ КЛЕММЕ АККУМУЛЯТОРА И ВЫКЛЮЧЕННОМ ЗАЖИГАНИИ!!!
покрутил руль в обе стороны - ничего нового 1,5 оборота, запас по сжатию/расжатию спирали Аирбега есть

Теперь как ПРАВИЛЬНО подкючать аккумулятор:
1) Вставляем ключ в замок зажигания и поворачиваем его в положение "зажигание включено"
2) Выходим из машины, закрываем двери.
3) Одеваем минусовую клемму аккумулятора, зажимаем ее
4) Открываем двери машины, выключаем зажигание.

Ну, вот собсвенно и весь ремонт...

З.Ы. Лампочка Аирбега погасла, ошибка сама стерлась из памяти.
З.Ы.Ы. Сорри за качество фоток - снимал телефоном

Дополнение от AlexNiki:

"Контактное кольцо подушки безопасности", или как говорят в народе "Спираль" AIRBAG.
При обрыве проводника в "спирали" постоянно горит исгнал неисправности AIRBAG.

Эти "спирали" ставились на Пассаты и Гольфы-3.
Новая (только оригинал) стоит около 170 Евро.

Не такая простая позиция и на разборках. Предлагают такие, в которых внутренностей нет вообще, или остутствует фиксатор (подпружиненый штырек красного цвета)!!!
Перед покупкой лучше свою "спираль" снять и тщательно ее изучить (лучше взять с собой в качестве образца). При покупке тщательно осмотреть.
Сразу необходимо обращать внимание на наличие фиксатора (подпружиненый штырек красного цвета), а так же на наличие двух проводов в интересной оплетке (с красной фишкой и белой фишкой) и одного черного провода с прозрачной фишкой. Если фиксатора нет, то нет и никакой мало-мальской гарантии исправности "спирали".
Если вы забраковали предлагаемую деталь, то имеете шанс, что вам предложат другие варианты (исправные).
Статистика личного приобретения: среди 4-х предложенных только 2 оказались внешне исправными!!!
Обязательна дополнительная проверка: после внешнего осмотра обязательно прозвонить (должны звониться) провода между концами белой и красной фишек.
Проверка целостности проводника вскрытием корпуса "спирали" не даст положительного эффекта, т.к. внешне целый проводник имеет обрыв внутри изоляции.

Подробности демонтажа и монтажа контактного кольца ("спирали"):

1. Снять AIRBAG как описано в ФАКе: https://vwts.ru/vw_faq09.html#9.3.1

2. Снятие "Спирали": Когда снимаешь подушку и отключаешь от нее красную фишку, то видишь что центральной гайкой, которой крепится руль к валу, прижата плоская пружины, которая в свою очередь нажимает на красный штырек (справа, если руль в положении "прямо").
Этот штырек и есть тот фиксатор, который не дает распуститься "спирали2 AIRBAG. Этот фиксатор подпружинен своей пружинкой и при откручивании центральной гайки плоская пружина автоматически освобождает штырек, который в свою очередь тянет за собой пластинку, которая своим загнутым концом попадает в паз на пластмассовом (нижнем) кольце, т.е. собственно это и есть стопор спирали.

3.Установка "Спирали": Одеваешь руль (плоская пружина на нем закреплена), затягиваешь центральную гайку, а она через плоскую пружину нажимает на красный штырек и разблокирует спираль для AIRBAG.

4. Установка "AIRBAG как описано в ФАКе.

5. Стирание из памяти неисправности AIRBAG на Пассате В4 не требуется.
При правильном подключении, сигнал снимается сам.

Дополнительная информация: при ремонте рулевых реек с их снятием с автомобиля, который оборудован подушками безопасности, руль должен быть зафиксирован на время ремонта (вытащить ключ зажигания). Поворачивать его недопустимо ввиду возможного обрыва "спирали" AIRBAG.

Дополнение от serg_GL:

Ну вот и меня постигла та же неприятность. При повороте руля влево до упора, в подушке прописывалась ошибка "повышенное сопротивление ...". После сброса можно было ездить достаточно долго, пока не крутанешь до конца влево. Вобщем мне это надоело и я решил расковырять "неразборную" спираль. Вот маленький фотоотчет:

Руль со снятой подушкой

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Катушка на "эшафоте"

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Отделение контактного кольца сигнала от собственно катушки. Другой отверткой аккуратно поддеваем 3 лапки, которыми оно держится.

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Полностью снять кольцо мешает провод сигнала, но это не страшно.

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Препарированная катушка. Сдается мне, что информация о "сложной заводской намотке" это результат исследования хорошо поюзанных катушек, в которых количество перегибов больше, чем ровных участков. У меня намотка бала ровная, как часовая пружина, и только у начала был Z образный перегиб. Там и был перелом. Сначала была шальная мысль отрезать этот кусок и протянув по новой сквозь корпус, перезаделать в разъеме, но при детальном изучении понял, что это невозможно: пластиковый чулок формируется на кабеле уже после его формовки.

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Проблемное место

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Пропаял место перелома, продублировав проводники проволочками. Чтобы избежать повторного излома в этом месте подклеил (секундным клеем) к шлейфу с двух сторон кусочки тонкого электрокартона (так как дело было в самом начале спирали, то проклеил с захлестом на пластиковый направляющий чехол). Для придания шлейфу требуемого закругления во время засыхания клея прижал его к стенке катушки.

Ремонт спирали подушки безопасности аирбаг

Далее все аккуратно собираем в обратном порядке.
После сборки проверил катушку ~2,5 оборота в каждую сторону.

Несколько замечаний:

- в только что разобранной катушке было намотано 15 витков шлейфа
- для облегчения разборки и сборки катушки лучше предварительно разобрать
стопор (красную кнопку). Для этого нужно сунуть иголку в торец кнопки и снять ее и пружинку со стопора, а затем вынуть и его.
- При установке на машину не забудьте не только установить катушку в среднее положение, но и колеса поставить прямо.

Продолжение и все обсуждения отчета здесь

Спасибо: Pasha@VR6

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.