Ремонт предпускового подогрева на Фольксваген Шаран 1.9 TDI с двигателем ASZ

Двигатель ASZ устанавливался на следующие автомобили:

Volkswagen Golf 4 (1J1, 1J5) 1997 - 2004
Volkswagen Bora (1J2, 1J6) 1999 - 2005

Volkswagen Sharan (7M9) 2001 - 2004
Volkswagen Sharan (7M6) 2004 - 2010

Volkswagen Caddy (9K9) 1996 - 2003

Volkswagen Polo 4 (9A1, 9A2) 2003 - 2006

Volkswagen Polo 4 (9N1) 2002 - 2005
Volkswagen Polo 4 (9N3, 9N4) 2005 - 2010

Audi A3 (8L1) 1997 - 2003

Skoda Octavia A4 (1U2) 1997 - 2010
Skoda Octavia Combi A4 (1U5) 1998 - 2010

Skoda Fabia (6Y2) 2000 - 2007

SEAT Leon (1M1) 1999 - 2006
SEAT Toledo Mk2 (1M2) 1998 - 2004

SEAT Ibiza 3 (6L1) 2002 - 2010
SEAT Cordoba (6L2) 2003 - 2009

SEAT Alhambra (7V9) 2001 - 2011

Появилась проблема холодного запуска мотора. точнее она была, но в связи с тем что в зимнее время автомобиль не использовался, особого внимания на нее не обращали. даже в -10 запускался с трудом.

решено - лечить.
Почитав форум нашел только тему от touwnhawk датированную 2007 годом (может плохо искал?) и решил разбираться сам.

Итак пациент: Фольксваген Шаран 2003 год выпуска, двигатель ASZ 1.9 TDI 130 л.с.

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

оголяем мотор

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

обдуваем сжатым воздухом чтоб пылюки поменьше было
для снятия свечей аккуратно снимаем шину

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

выкручиваем свечи накала (удлиненная головка "на 10") и обращаем внимание на их состояние (покрыты сажей, как будто не самоочищаются)
четвертая свеча выкрутилась с трудом, как будто ее закрутили не по резьбе. выкрутил на один оборот,

орошил WD40, закрутил, снова выкрутил но уже на пару оборотов, и т.д. выкрутилась (уффффф...). 1-3 выкрутились отлично.

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

стоят оригинальные свечи от BERU

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

проверяем все свечи напрямую от аккума (головой к плюсу, минус на массу).все работают. нагрев до малинового цвета в течение 3-5 секунд

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

закручиваем обратно, немного смазав резьбовую часть графиткой - для предотвращения прикипания на будущее.

снимаем напряжение с шины - пусто
снимаем напряжение с питающих проводов - тоже пусто
полезли искать реле управления свечами накала и предохранитель.
в умной книжке написано - реле номер 103, предохранитель силовой, 50 ампер.
предохранитель находится под капотом в отдельном блоке (вместе с предами на генератор, стартер, и прочие высоконагруженные цепи) рядом с аккумулятором.

ОТСОЕДИНЯЕМ КЛЕММУ "+" С АККУМУЛЯТОРА!!!
разбираем пластик (низ панели приборов) со стороны водителя (снимаем боковую заглушку, декоративную накладку, выкручиваем несколько саморезов сверху и снизу). пластик отходит от панели, отключаем внизу
диагностический разьем, вверху отсоединяем два штекера - от переключателей головного света, яркости подсветки и корректора фар. все, можно кусок панели убрать чтоб не мешал. в руки выпадает халтурно установленные блоки управления и километр проводов от Webasto.

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

запоминаем расположение разьемов на основном блоке предохранителей и отсоединяем их (этого пункта в инструкции нет, написано - работу должны проводить квалифицированные специалисты

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

отпускаем блок вниз, находим защелки в верхней части блока, отжимаем, рассоединяем верхнюю часть, поднимаем и видим еще ряд реле, и нашу цель - реле 103. надо сказать до этого момента я докопался только через час...

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

снимаем, проверяем реле - работает, предохранитель под капотом тоже целый. выдохнув, собираем все обратно. цель пока не достигнута.

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

на одном из дружественных форумов увидел фразу "дело было не в реле а в датчике температуры", и появилась еще одна зацепка на решение проблемы! датчик по описанию стоял "где то на ГБЦ" но где точно никто не знал
сняв защиту двигателя (машина на подъемнике) не менее получаса изучал головку блока на предмет наличия злополучного датчика, и наконец обнаружил что то похожее, точнее увидел провода, которые решил изучить подробнее. а так как снизу до них дотянуться никакой возможности не было, отпустил машину, снял шумоизоляционный щит, топливный фильтр, и только тогда дотянулся до проводов.

действительно, они вели к датчику!

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

вид сверху (топливный фильтр снят)

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

вид снизу

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

стягиваем колодку с датчика, имитируя "мороз", снова подключаем наш "тестер"(лампочку), поворачиваем ключ зажигания, и УРА!!! лампочка загорелась вместе со спиралью на панели! вот она, причина нашей беды! датчик температуры! спиралька на панели погасла, лампочка еще некоторое время горела и вместе со щелчком реле также погасла.
надо сказать, что положение датчика в посадочном месте было не совсем естественным: он легко вращался, качался относительно своей оси, что не характерно для датчиков в принципе. также была замечена изолента на проводах, размотав которую обнаружились термоусадочный кембрик и другие цвета проводов уходящие в жгут

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

такое ощущение что это чей то колхоз... датчик стоит не тот который должен стоять... соответственно колодка тоже сменена. но о каком колхозе идет речь если машина пригнана из германии прямо нам в руки. прошу коллег - дизелистов помочь разобраться...
вобщем день подошел к концу, собрал все обратно, уехал домой.

на следующее утро было около -20, включив зажигание с радостью обнаружил что нить на панели, показывающая работу свечей накала, продолжает гореть, а не погасла через пару секунд как раньше!

двигатель завелся легко, практически как летом (ранее он при пуске трясся и трещал пока хоть немного не погреется...)
мысля в голове - пошевелил датчик, система заработала

ДЕНЬ ВТОРОЙ

слил антифриз, чтобы достать датчик, по этому вопросу конечно лучше отдельный отчет сделать но в двух словах: снял нижний патрубок радиатора, вытекло около 2х литров жидкости. продувая систему сжатым воздухом (в расширительный бачок) вытекло еще порядка 4 литров из того же патрубка радиатора (этот способ описан в инструкции по эксплуатации). раз было решено полностью заменить антифриз то решил выгнать жижу и с заднего радиатора печки - под машиной (рядом с Webasto) отсоединил резиновый шланг от алюминиевой трубки (все равно там чуток мокрило, заодно посадил шланг на герметик потом), и все тем же сжатым воздухом в расширительный бачок выгнал с заднего контура еще около 3х литров охлаждайки.

итого получилось около 9 литров, что примерно соответствует данным технической документации - 9,2 литра.
сняв датчики и на двигателе и на нижнем патрубке радиатора, сравнил их - одинаковые. но при этом тот что стоял в патрубке радиатора - не болтается, стоит плотно.

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

оригинальный номер 06A 919 501

для сравнения поставил вместо датчика на блоке - датчик температуры от пассата Б3, пузатый такой, толстый, он встал плотно без намеков на патологические движения и раскачивания. по любому что то тут не так

вобщем заказал датчик, а пока собрал все обратно, но датчики на блоке и в нижнем патрубке радиатора поменял местами, нижний заменить будет проще.
был куплен концентрат антифриза G12 4,5 литра и 4,5 литра дистиллированной воды. все это замешалось, и начало заливаться в расширительный бачок. литра 4 вошло легко, а потом начались трудности.пришлось неоднократно кратковременно снимать тонкие шланги под капотом (выходил воздух)
при прокачивании системы охлаждения обнаружилось, что дополнительный циркуляционный насос ОЖ не работает! на колодке напряжение есть, а при подаче на насос напряжения напрямую с аккума - он признаков жизни не подает, в связи с этим я думаю затруднилась прокачка системы охлаждения.
потом просто завел двигатель и помпа сама доделала свое дело, оставалось только доливать ОЖ в бачок.

так что в ближайшее время грозит снова процесс сливания антифриза для замены датчика и дополнительного циркуляционного насоса.

вентилятор охлаждения двигателя стал крутиться постоянно - видимо от неисправного датчика температуры. надеюсь после замены датчика ситуация нормализуется.

пришел заказанный дополнительный циркуляционный насос

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

также пришел датчик температуры
заказывал неоригинальный, посмотрим насколько его ресурса хватит

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

старый и новый насосы

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

уже установленный насос. для удобства в работе был снят расширительный бачок и топливный фильтр.

Двигатель ASZ - ремонт предпускового подогрева

результат: насос работает, свечи накала работают, вентилятор перестал постоянно работать, вернулся к нормальным режимам работы

из интереса разобрал нерабочий насос доп циркуляции, он абсолютно живой, за исключением стертых в ноль щеток. найду похожие - постараюсь починить, будет лежать в запасе

Продолжение и все обсуждения отчета здесь

Спасибо: segedakot

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю - посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.